ФЕНОМЕН СТУДИИ РИШАРДА МАЯ.

Продолжение    В начало статьи...


Ведра анилина, огромные кипы картона, кучи широких кистей - размах, достойный мексиканских монументалистов. Откуда эта избыточная щедрость, задор, широта у бывшего деревенского паренька, выросшего в войну на крошечном западно-белорусском хуторе? Сублимация обделенного детства, ранней смерти отца, рабочей молодости? Потом шло постоянное восполнение, страсть к жизни- риску, к экстремальным, пограничным ситуациям - 25 лет был профессиональным водолазом-спасателем. Работа опасная, тяжелая, не для слабонервных: после 170 трупа бросил считать погибших в водной пучине. Но и вернул к жизни полтора десятка человек... А скольких потом сделал личностями - творцами!

Он честолюбив, активен, делен, умен. Студия Мая работает вопреки всему, когда заглохли или развалились от безденежья и утраты интереса ее многолетние друзья-конкуренты - другие студии при ЖЭСах - Сумарева, Чернобрисова… В нищей стране с 30-долларовыми зарплатами он не стоит с протянутой рукой: умеет находить спонсоров, сотрудничать с иностранцами, готовыми платить за гений белорусских детей. Аукционы, выставки, награды в Париже, немецкие и голландские галереи... Европа очарована талантами детей студии Мая. Но это - дети.

Сам художник Май - этот творитель детских талантов - выглядит только скромной функцией своей студии. Он разделяет себя - художника и педагога.О студии говорит охотно, много. О себе - почти ничего. По образованию - дизайнер. Никогда не был членом Союза художников .Выставляется только за рубежом. Несколько картин в музеях США. Дома - аутсайдер.

Мая-художника стараются не замечать. С Маем-педагогом вынуждены считаться, хотя при поступлении в художественные вузы лучше не упоминать о его студии.

Говорят, что ученики превзошли своего учителя, что неизвестно еще, кто кого учит. Да, его работы и детей его студии несравнимы, как искра и пламя. Великие гении-интуитивисты и профессионал, знающий законы цветоведения и гармонии: как сравнивать? А сравнивают, и не в пользу учителя. Высший комплимент и повод для комплексов...

В его картины надо вглядеться, вчувствоваться. Это непросто, когда речь идет о нефигуративной живописи. Май не может повторить ни одной своей работы. "Они - производные моего настроения", иероглифы, цветовые срезы сиюминутного внутреннего мира - мгновенные, яркие, сложные, лирические, сумрачные, тревожные, невнятные, нежные - бесконечное ожерелье застывших в цвете эмоций - криков или шепотов,размышлений, радостей и предчувствий.

Май не подписывает и не датирует своих картин - "генезис творчества" прослеживается с трудом. "Был у нас и такой период",- с присущей ей ироничностью приговаривает жена художника Елена Сенкевич, специалист по искусству Востока и знаток китайского фарфора, вытаскивая из загашников старые полотна мужа. Периодов у Мая много: он - натура восприимчивая, влюбчивая. В мировых гениев и своих же друзей-художников. Тесная квартирка-хрущевка на бульваре Шевченко забита "шедеврами маэстро" (жена) - негде повернуться. Май может написать 2-3 картины в день.("Мало работаю",- вздыхает художник, -"дети берут до 70 % энергии, на себя не хватает.Три дня работы студии - "святые"- в эти дни я уже ничего не могу делать).

Художник любит квадратные форматы: его картины можно вертеть, как спиритический столик и видеть 4 разных состояния. Его живопись не только эмоциональный выброс, но и игра - с цветом, ритмом, случайностями фактуры. Все работает на ассоциативность, рождает химеры воображения. Не зря он испытывает затруднения с названиями своих работ: картины его многозначны, замешаны на подсознательном, подтексте, редко - на реальном впечатлении. Они - выражение эмоций в цвете - обращены к пробуждению чувств зрителя.

Готовится выставка к 65-летию Ришарда Мая (если найдется спонсор, который оплатит аренду зала). Очень хочется, чтобы эта выставка состоялась. Не так-то много в Минске таких ярких и необычных художников.

Надежда Усова.

Галерея Статьи Контакт
Hosted by uCoz